5 лет ребенку

В этом возрасте дети уже полностью осознают себя как личность, стремятся к самостоятельности и к общению со сверстниками.

5 лет ребенку

Физическое развитие

Пятилетний ребенок быстро бегает, хорошо прыгает и на двух ногах, и на одной, залезает и спускается по веревочным лестницам и шведским стенкам, перебирается через препятствия, двумя руками играет в мяч, освоил самокат и велосипед.

Всё это он умел делать и раньше, но к 5 годам он становится более выносливым, активен подолгу и меньше устает. Появляется уверенность — ваше чадо уже не остановится в раздумье перед лестницей, она теперь уже не преграда для него.

Костно-мышечный аппарат в 5–6 лет достаточно сформирован, многие малыши начинают всерьез заниматься спортом, и опытные тренеры уже видят их потенциал.

Моторно-двигательные умения

Тренировка мелкой моторики очень важна. Самому справляться с молниями на одежде, застегивать пуговицы, завязывать шнурки — это не только развивает самостоятельность, но и стимулирует работу мозга.

Впереди школа, и то, что должен уметь 5 летний ребенок делать руками — необходимый набор навыков для подготовки к учебе:

  • уверенно держать карандаш;
  • проводить линии в заданном направлении или по точкам, не отрывая карандаш от бумаги;
  • штриховать рисунок прямыми линиями, аккуратно, не выходя за контур;
  • обводить готовый контур рисунка, повторяя начертание;
  • вырезать из бумаги сложные фигуры по контуру;
  • самостоятельно делать аппликации из отдельных элементов по образцу;
  • лепить из пластилина или глины отдельные детали и соединять их в простую составную композицию.

Развитие памяти, мышления, внимания

ВАЖНО!
К пяти годам психические процессы у детей совершенствуются и становятся все более управляемыми. Если раньше концентрация внимания, запоминание происходили самопроизвольно и только на чем-то очень интересном, то пятилетние малыши способны к осознанной познавательной деятельности и к решению более сложных задач.

Список того, что должен уметь ребенок 5–6 лет, уже отвечает требованиям подготовки к школе:

  • удерживать внимание на одном задании до 15 минут;
  • запоминать до 10 картинок, их вид, очередность и т.д.;
  • анализировать предметы, явления, рисунки — находить сходства и отличия, лишние элементы, подбирать обобщенные понятия;
  • удерживать в поле зрения до 10 предметов;
  • определять последовательность событий в сказке или рассказе;
  • запоминать и повторять длинные фразы;
  • заучивать стихи, считалки, песни;
  • собирать самостоятельно пазлы из 20 элементов.

Речь и эмоциональное развитие

В активном лексиконе воспитанника старшей группы детского сада около тысячи слов, которыми он владеет свободно. Понимает в четыре раза больше, и словарный запас все время пополняется.

В норме дети произносят чисто все звуки, кроме «р» — с ним до постоянных передних зубов многим справиться трудно.

Важно, чтобы речь была разнообразной, выразительной и логичной; в 5 лет ребенок должен уметь по стандарту начала подготовки к школе:

  • строить фразы и предложения из 5–6 слов;
  • использовать все части речи — глаголы, существительные, прилагательные, местоимения, числительные;
  • правильно изменять слова по падежам, временам и числам;
  • описывать предметы и наоборот, угадывать по описанию;
  • понимать отличия в описании человека и животных (у людей руки, ноги, волосы, а у животных лапы, шерсть и т.д.);
  • вести диалог — слушать и слышать, точно отвечать на поставленный вопрос;
  • рассказать о себе — имя, возраст, где живет, как зовут родителей, что любит, а что нет;
  • описать день — когда встал, где был, что было на нем надето и т.д.;
  • пересказать сказку, рассказ, мультфильм;
  • знать наизусть стишки, загадки.

Общие знания

У дошкольника 5–6 лет общее представление о мире, в котором он живет, включает знания:

  • о растениях — различает деревья, кустарники, фрукты, овощи;
  • о животных, диких и домашних — зверях, птицах, насекомых, рыбах и т.д.;
  • о временах года, погоде;
  • о своем доме, городе и т.д.

В этом возрасте детсадовец не просто отличает по картинке лошадь от собаки и бабочку от рыбки, но и способен объяснить, в чем разница.

В списке того, что должен уметь ребенок в пять лет, — начальные математические навыки:

  • различать основные геометрические фигуры — треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг;
  • знать числа от 1 до 9 и соответствующие цифры, считать до девяти предметов;
  • уметь расставить числа от 1 до 5 в прямом и обратном порядке;
  • сравнивать количество предметов, определять, где больше/меньше/поровну;
  • ориентироваться в пространстве: справа/слева, выше/ниже, впереди/сзади.

Если ваш дошкольник уже научился производить простейшие арифметические действия — прекрасно, если нет — не пугайтесь. Читать и считать в пять лет еще рано.

В этой статье родители познакомятся с нормами умственного и физического развития, а также узнают, что должен уметь ребенок в 5 лет.

  • Параметры оценки;
  • Обратите внимание.

Параметры оценки

Что должен уметь ребенок в 5 лет?

Если говорить о физическом развитии, то пятилетний ребенок умеет многое. Это вполне самостоятельная личность со сложившимся характером, мнением и поведением.

Физически дети этого возраста очень активны, они умеют стоять и прыгать на одной ноге, кувыркаться, кататься на роликах, коньках, лыжах и даже на двухколесном велосипеде. Они способны рисовать сложные геометрические фигуры, простые пейзажи, портреты знакомых людей, четко улавливая их особенности.

Дети могут есть с помощью вилки, набирать себе еду, убирать за собой со стола.
Ребенок не только полностью сам себя одевает и раздевает, но и способен помогать делать это другим детям.

Словарный запас пятилетки значительно увеличен. Они активно используют в речи эпитеты и сравнения, по качеству их речь приближена ко взрослой. Дети этого возраста способны вести полноценный диалог, монолог, здраво рассуждать и спорить.

Ребята должны знать достаточно большое количество стихов, сказок, рассказывать, легко пересказывать своими слогами прослушанную информацию. У них развито не только логическое, но и ассоциативное мышление. Говоря о том, что должен уметь ребенок в 5 лет, не забываем, что в таком возрасте ребенку не должно уже составить труда оглашение своего имени и фамилии, улицы, где он живет, имен самых близких родственников и, возможно, их места работы.

Пятилетки уже способны легко называть в правильной последовательности месяцы и дни недели.

Дети должны знать элементарные правила безопасности и соблюдать их, например, знать, для чего нужен светофор и на какой свет можно переходить дорогу, правила поведения в обществе и что делать, если к ним обратится незнакомец.

Видео «Развитие речи у детей 4 — 5 лет. Развивающие игры для детей пятого года жизни»:

Что должен уметь ребенок в 5 лет: Обратите внимание

С какими проблемами могут столкнуться родители?

Прежде всего, родители должны понимать, что это возраст, когда ребенок уже полноценно оценивает себя как личность и ждет этого от окружающих. Родители не должны подчинять себе малыша, не воспитывать его так, как удобно им, запугивать, указывать на свое доминирование, наказывать эмоционально.

В этом возрасте ребенок стремительно подражает взрослым и в тоже время показывает свой характер. От того, насколько правильно поведут себя родители в этот период, зависит, каким вырастет их малыш.

Прежде всего, родителям нужно обратить внимание на то, как ребенок знакомится с новыми людьми, насколько комфортно чувствует себя в незнакомой обстановке, умеет ли вести себя в коллективе, ведь совсем скоро ему предстоит пойти в школу. Обращайте внимание на взаимоотношения ребенка с другими взрослыми, особенно на то, что должен уметь ребенок в 5 лет уже уважать своих собеседников, слушать их не перебивая, не грубить.

Это возраст, когда родители уже начинают пожинать плоды своего воспитания, но у них еще есть возможность откорректировать его в случае необходимости.

Надеюсь, что эта статья помогла вам найти ответ на вопрос "Что должен уметь ребенок в 5 лет".

Кризис 5 лет у ребенка — это неизбежность, которую нужно принять, чтобы вы и ваша кроха прошли данный этап с минимальными эмоциональными потерями. Как говорил Н. Макиавелли: «Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне». Борьба действительно предстоит нешуточная, ведь еще вчера послушный малыш с ангельским характером может внезапно стать маленьким неуправляемым монстром, вьющим из вас веревки. Вот только бороться мы будем не с детьми, а с детскими, но такими серьезными проблемами, страхами, растерянностью — неизменными спутниками развития.

Малыш становится взрослым, или с чего начинается кризис 5 лет у ребенка?

5 лет ребенку

Чаще всего кризис пяти лет начинается из-за диссонанса между желаниями ребенка и его возможностями. Например:

  • Кризис самостоятельности.

Малыш хочет быть, как мама и папа, пытается все делать сам, но у него плохо получается. Просто потому, что он еще мал, не может делать все, что умеют взрослые. Разочарование побуждает злость, которая тут же обрушивается на окружающих.

  • Кризис общения.

В 5 лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, испытывает потребность к общению. Но далеко не всегда дети реализуют данную потребность, так как недостаточно развиты навыки коммуникации. Еще один повод внутреннего недовольства.

  • Эмоциональный кризис.

Гамма эмоций ребенка 5 лет становится намного богаче. Проблема в том, что управлять ими, сдерживать, правильно выражать свои чувства малыш еще не научился. Он не умеет делиться переживаниями, поэтому чувствует себя одиноким, несчастным.

  • Трудности самоидентификации.

Ребенок накапливает осознанный опыт взаимодействия с окружающим миром, узнает много нового о себе, людях, отношениях, обществе. Одни вещи открываются ему с новой стороны, а другие остаются непонятными. Столкновение с реальностью формирует у малыша собственный взгляд на вещи, и он либо замыкается, переваривает изменения внутри, либо громко и бурно протестует.

  • Трудности в попытке реализовать себя.

Именно в 5 лет, когда активно развивается мозг, проявляются детские таланты, появляются первые увлечения. Часто дети быстро перегорают, так как им не хватает способностей, знаний, усидчивости, других качеств, чтобы добиться успеха в интересном деле.

Все эти причины можно объединить в одну — неумение использовать свой огромный потенциал. Единственный правильный способ помочь ребенку — быть терпеливыми, учить, развивать способности, поощрять новые интересы.

Как проявляется кризис 5 лет у детей? Изменение поведения и другие симптомы

5 лет ребенку

Чем раньше вы обнаружите проблему, тем проще будет ее решить, поэтому психологи советуют родителям пятилетних малышей быть особенно внимательными к таким проявлениям кризиса:

  • отстраненность, скрытность;
  • непослушание, протест, действие наперекор просьбам родителей, даже если такие поступки имеют неприятные последствия для самого ребенка;
  • появление неуверенности, страха перед неизвестным;
  • беспричинные приступы агрессии, грубость в отношении близких и посторонних людей любого возраста;
  • капризы, плаксивость, истерики;
  • непреодолимое упрямство в попытках отстоять свое мнение;
  • заявки на личную независимость, самостоятельность, взрослость;
  • попытки диктовать свои условия всем членам семьи, основанные на уверенности, что власть — прерогатива взрослых, а «я уже тоже большой и могу командовать»;
  • появление чрезмерной, неестественной активности, которая быстро истощает малыша морально и физически;
  • шутовское, вызывающее поведение;
  • постоянная неудовлетворенность всем, что окружает ребенка, в том числе людьми;
  • выдумывание неправдивых историй с попыткой выдать их за правду.

Кризис пяти лет у всех детей протекает с разной интенсивностью, длится разное время. Все зависит от индивидуальных особенностей вашего чада. Один ребенок переживает свою внутреннюю борьбу так тихо, что родители даже не замечают перемен. Другой заставит своих маму и папу испытать все прелести кризиса, который пройдет так же быстро, как и начался. А у третьего трудности самоопределения могут в цикличной форме тянуться несколько месяцев, а то и год.

Как «лечить» кризис детского возраста 5 лет? Советы родителям

5 лет ребенку

Самостоятельно, без вашей помощи малышу никак не справиться с навалившимся на него бременем адаптации к внутренним переменам. Следуя советам психолога, вы можете избежать множества острых углов, но главное — поможете крохе взрослеть позитивно.

Как вести себя с ребенком во время кризиса 5 лет?

Развитие как способ преодоления кризиса

5 лет ребенку

Несмотря на все проблемы кризиса, пять лет — самый благоприятный период для интеллектуального, творческого развития дошкольников. Именно в этом возрасте на фоне эмоционального формирования ребенка, преобразования мышления и стремления к самостоятельности можно направить детскую энергию в созидательное русло. Если вы найдете для малыша интересное занятие, оно может стать одновременно серьезным долговременным увлечением и способом самовыражения.

Такое полезно-интересное занятие для дошкольников 5-7 лет вы найдете в Школе ментальной арифметики Соробан®. На курсах быстрого счета дети:

  • развиваются интеллектуально — становятся внимательными, наблюдательными, рассудительными, тренируют память, логику, учатся мыслить образно, обрабатывать информацию, справляться с большими умственными нагрузками;
  • развиваются социально — получают опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками (осваивают принципы командной работы, общения, совместных игр, соперничества);
  • приобретают ценные волевые качества — упорство, уверенность, целеустремленность;
  • становятся самостоятельными в учебе;
  • приобретают стимул к самообразованию;
  • растут как личности.

Когда ребенок чувствует себя нужным, любимым, ощущает родительскую поддержку, если он имеет увлечение, которое нравится и помогает реализовать таланты, в его жизни не остается места тревогам и злости. Наоборот, такой малыш доверяет мирозданию, а потому легче преодолевает трудности возраста, учебные проблемы, преграды в общении.

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

5 лет ребенку

Что должен знать и уметь ребёнок в 5 лет. Характеристика ребёнка 5 лет.

Вашему ребенку пять лет. Именно в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера маленького человека. У вас еще есть время скорректировать и закрепить навыки, приобретенные ребенком.

Порой родители недоумевают, отчего их ребенок не похож на них: в нем нет их сосредоточенности, аккуратности, стремления к познанию нового. От кого же унаследовал малыш капризность и лень?

А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Ведь воспитывать — это не только назидать, но и помогать ребенку в познании окружающего мира, содействовать ему, попросту научиться разговаривать с ребенком на его языке — на языке игры.

Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.

В процессе игр старайтесь еще раз закрепить у ребенка знания в самых разных областях: определение формы, размера, цвета предмета; соотношение предметов по длине, высоте, ширине; определение материала, из которого изготовлен предмет; понимание значения предлогов (в, под, над), расположения предметов в пространстве (снизу, справа, слева), умение вежливо разговаривать, обращаться с просьбой, благодарить, терпеливо выслушивать собеседника.

Игры имеют огромное значение для воспитания ребенка, особенно когда они проводятся в группе детей. Они являются своего рода тренингом социального развития ребенка (умения контактировать со сверстниками, подчиняться определенным правилам, уступать, принимать роль, лидировать). В игре формируются творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Позвольте своему ребенку развивать игровую фантазию. Разрешите ему пользоваться разнообразными (ненужными на ваш взгляд) вещами: тряпочками, палками, железяками и прочим хламом. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм. Помогите ребенку, поощряя его достижения. Существует золотое правило: поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению.

Особенности развития ребёнка 5 лет

В пять лет у ребенка хорошее психомоторное развитие. Он вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются. Активно используйте познавательные игры-прогулки на свежем воздухе, игры на физическое развитие ребенка.

У ребенка стабилизируется координация мелких движений рук и зрительного контроля, что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной и творческой деятельности. Он с большим удовольствием рисует, вырезает и клеит, строит замки и фантастические конструкции, украшает дом подручным материалом.

В этом возрасте ребенок начинает увлеченно играть. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. Играют не только в «больницу», «школу», но способны к театрализации полюбившихся сказок и мультфильмов.

В этом возрасте ребенок не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает язык. Словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.

Особенностью речи ребенка пяти лет является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, сочиняет стихи, песенки, пересказывает, обменивается впечатлениями. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна.

Память ребенка пяти лет находится в состоянии перехода от непроизвольного к сознательному запоминанию. Ребенок легко может заучить стихотворение, песенку. Проследите, чтобы наряду с простым запоминанием у ребенка развивалась смысловая память — ребенок должен хорошо понимать, что он заучивает.

Итак, к пяти годам ребенок:

❀ обладает словарным запасом около 3000 слов;

❀ знает свой адрес;

❀ пользуется предложениями из 5-6 слов;

❀ пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными;

❀ правильно произносит практически все звуки;

❀ определяет право — лево у себя, но не у других;

❀ знает простые антонимы (большой — маленький; твердый — мягкий);

❀ пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;

❀ считает до двадцати, знает десятки;

❀ определяет большее и меньшее количество;

❀ знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

5 лет ребенку

В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст. Психологи называют его базовым, так как в этот период закладываются 90 процентов черт личности взрослого человека. Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения взрослого, продолжаются активные процессы самоидентификации, начавшиеся в три года. У малыша формируется свое мнение и свой взгляд на мир. Для взрослых в этот период важно найти подход к ребенку, чтобы сохранить с ним эмоциональную связь и помочь ему сделать первые шаги к взрослению.

Что умеет ребенок в 5–6 лет?

Здоровый малыш с пяти до шести лет:

Хорошо развит физически: может менять скорость и направление ходьбы или бега, ходить на пятках и носках, приставными шагами, высоко поднимая колени. Может совершать различные манипуляции с мячом: ловить, забрасывать, подбрасывать, прыгать на двух ногах, в том числе через препятствия. Спрыгивать с небольшой высоты, играть в спортивные игры, соблюдая правила;

Обладает навыками самообслуживания: сам чистит зубы, моет руки, раздевается и одевается, складывает свою одежду, спокойно сидит за столом;

Владеет навыками общения: здоровается и прощается, благодарит и просит прощения, взаимодействует с людьми, активно включается в игровую и познавательную деятельность со сверстниками, понимает инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;

Развивается интеллектуально: знает геометрические формы, фигуры, цвета. Способен к целенаправленному запоминанию, прослеживает пространственно-временные и причинно-следственные связи, начинает анализировать, группировать, обобщать, считает минимум до десяти и знает цифры, решает простые задачи на сложение и вычитание, знаком с днями недели и месяцами;

Развивает речь: оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, произносит все звуки, может придумать короткий рассказ.

10 принципов развития ребенка 5–6 лет

Я – Родитель предлагает вам десять принципов воспитания ребенка (https://www.ya-roditel.ru/parents/base/) в возрасте от пяти до шести лет, которые помогут ему успешно преодолеть сложности данного этапа развития.

1. Начинайте готовить ребенка к обучению

5 лет ребенку

С пяти лет ребенок может и хочет систематически учиться. Для того, чтобы в будущем малышу было легче адаптироваться к школе, постарайтесь организовать регулярные обучающие занятия для ребенка. Это могут быть как развивающие занятия с педагогом с обучением грамоте и основам математики, так и домашние уроки вместе с родителями. Не стоит относиться к занятиям так же серьезно, как в школе, – обучение проводится в более легкой и игровой форме, однако оно способствует формированию привычки к регулярному получению и усвоению знаний.

2. Формируйте навык концентрации внимания

Пяти-шестилетка еще очень нуждается в игре, он не умеет в нужной мере контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей – постепенно, в игровой форме, помочь ему сформировать навык удержания внимания на одной задаче с целью довести ее до завершения.

3. Расширяйте кругозор ребенка

Доказано, что в пять лет ребенок способен запомнить максимальный объем информации. Именно сейчас он начинает активно интересоваться окружающим миром. Взрослым стоит поощрять этот интерес: читайте с малышом энциклопедии об окружающем мире, посещайте музеи и выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.

4. Тренируйте память

Пока у малыша в большей степени функционирует непроизвольная память, он хорошо запоминает только то, что ему интересно. Нужно тренировать и память произвольную: учить стихи, пересказывать рассказы, играть в игры на запоминание.

5. Следите за развитием речи

Родителям важно обратить внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь, может ли он четко выразить свои мысли. При появлении проблем стоит обратиться к логопеду: сейчас самое время для коррекции речевых нарушений. Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками.

6. Начинайте учить чтению

Многие дети, с которыми часто занимались, уже сами проявляют интерес к грамоте. Необходимо больше читать ребенку, выбирая яркие и интересные книги. Читая, посадите ребенка так, чтобы он видел текст: водите пальцем по строкам или используйте закладку для чтения. Так закладывается связь между звучанием слов и их написанием.

7. Играйте в сюжетно-ролевые игры

В пять-шесть лет ребенок начинает придавать значение правилам игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает бурно развиваться фантазия. Поэтому важна осмысленная игровая деятельность. Если ребенок не ходит в детский сад, он обязательно должен регулярно проводить время вместе со сверстниками: сейчас он особенно нуждается в обществе детей того же возраста и совместных, так называемых, свободных играх.

8. Развивайте таланты ребенка

5 лет ребенку

Старший дошкольный возраст – самый плодотворный возраст для занятий рисованием, музыкой, конструированием. Если вы не сделали этого раньше, то теперь самое время выбрать малышу кружок по интересам. Хорошо, если родители найдут время и для домашних занятий: ребенок уже может вырезать ножницами, самостоятельно делать аппликации, рисовать, лепить.

9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности

С возраста пяти–шести лет ребенок уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Нужно понемногу приучать его к домашнему труду, пусть у него будут свои обязанности по дому.

10. Подавайте детям хороший пример

Родители по-прежнему остаются для ребенка главным авторитетом. Одновременно он приобретает способность анализировать и оценивать их поведение, подмечать особенности взаимоотношений между взрослыми. Поэтому грамотное поведение родителей и позитивные отношения в семье станут залогом полноценного развития и душевного здоровья ребенка.

Развитие ребенка в 5 лет выходит на новый этап. Он вполне взрослый и самостоятельный, многому успел научиться. Пятилетки прекрасно владеют своим телом, говорят длинными предложениями, считают до десяти, а то и до двадцати. Умеют рисовать, знают буквы, начинают писать. Родители не успели заметить, как их миленький карапуз превратился в дошкольника. Основное задание сейчас подготовить малыша к школе, не отбив у него желания учиться.

5 лет ребенку

Особенности развития ребенка в 5 лет

Физическое развитие пятилетнего ребенка

Рост мальчика к пяти годам достигает 106-116 см, вес – 16,4-19,7 см, охват грудной клетки – 52,0-57,0 см. Девочки к пяти годам вырастают до 102-111 см, весят они 15,4-19,0 кг, окружность грудной клетки у них 51,6-56,6 см. В этом возрасте все больше начинает проявляться разница в показателях нормы между детьми разных полов. Мальчики выше и крепче, девочки более деликатные. Физические показатели также зависят от генетических особенностей детей. Большинство пятилеток худые, вся энергия у них идет в рост скелета и укрепление мышц.

Пятилетние дети очень активные. Они могут пробежать 60-70 метров без передышки, двигаться с помощью прыжков, спрыгивать с высоты в 20-30 сантиметров. Ловко перескакивают с одной ноги на другую, ползают по лестницам, ходят на носочках. Подниматься и спускаться со ступенек могут с небольшим грузом в руках. Игра ребенка в мяч становится виртуозной. Он попадает в цель с одного метра, проводит мячик между предметами, бросает друзьям и ловит его на лету. Совершенствуется у детей координация движений. Они прекрасно ходят по узкой доске, перешагивают и перепрыгивают через препятствия, проползают под планкой, расположенной на высоте 40 см над землей. В конце пятого года многие детки умеют ездить на двухколесном велосипеде.

Мелкая моторика и бытовые навыки

Мелкая моторика рук к пяти годам тоже совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали. Ребенку получаются сложные аппликации, поделки. Он пробует делать из бумаги оригами, он отлично складывает пазлы из десятка деталей.

В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не капризничает, и не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговички. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без надобности. Пускай многие вещи он делает медленно, но таким образом малыш учится себя обслуживать. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.

Умственное развитие пятилетних детей

Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:

  • Способностью концентрировать внимание
  • Умением воспринимать информацию
  • Развитием логического мышления
  • Памятью
  • Воображением.

Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

5 лет ребенку

Дети очень быстро впитывают новую информацию

Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.

Особенности мышления детей в пять лет

У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.

Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать. Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго. А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.

Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью. Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.

Через домашние занятия можно постепенно приучать дошкольника к учебному процессу. Подготовили идеи, как делать это весело и нестандартно. Попробуйте!

Кляксы

5 лет ребенку
Источник

Возьмите лист бумаги, вместе с ребенком поставьте на ней несколько разноцветных клякс. Можно сделать это кисточкой, или капнуть на бумагу разбавленной водой краской, или оставить отпечатки пальцев. А можно сделать все это, чтобы кляксы были разными. Дайте рисунку высохнуть, а затем предложите ребенку увидеть в кляксах предметы и дорисовать их, чтобы получилась картина. Простая клякса может быть и тучкой, и планетой, и котиком — фантазируйте без границ.

5 лет ребенку
Распродажа развивающих тетрадей в честь дня рождения KUMON. А еще розыгрыши и подарки

Сложная последовательность

5 лет ребенку
Источник

Возьмите пять карандашей разных цветов и двух размеров (например, желтый и синий — короткие, а красный, зеленый, черный — длинные). Предложите расположить карандаши в следующем порядке: короткие — по краям, но желтый — не первый, красный — рядом с желтым, черный — между синим и зеленым. Выполняйте задание пошагово, если оно кажется слишком сложным (последовательность должна получиться такой: синий, черный, зеленый, красный и желтый).

Пицца «Грибная»

5 лет ребенку
Источник

На белом листе бумаги обведите тарелку — получившийся круг вырежьте. На цветной бумаге (либо на белой, чтобы затем раскрасить) предложите ребенку нарисовать и вырезать ингредиенты для пиццы — грибы, помидоры, сыр. А сами в это время сделайте рецепт: на отдельном листе бумаги напишите крупными буквами: грибы — 5 шт, помидоры — (оставьте пустое место), сыр — 2 шт. Затем подведите черту и внизу напишите: всего — 10 шт.

Покажите рецепт ребенку, скажите, что цифра напротив помидор стерлась, и попросите сосчитать количество помидор. Пусть ребенок сам впишет цифру, а затем «приготовит» пиццу по рецепту, вклеив на «тесто» (белый круг) ингредиенты. Разрежьте пиццу на кусочки, чтобы угостить игрушек.

Динозавр Макароша

5 лет ребенку
Источник

Решите, какое животное вы будете делать из макарон. Найдите картинку в интернете, чтобы ориентироваться на силуэт. Возьмите полотенце (элементы будут лучше держаться, и вам будет легче составить рисунок), вместе с ребенком начните выкладывать силуэт животного. Например, это может быть динозавр. Предварительно раскрасьте несколько макарон в разные цвета — они понадобятся для прически, украшений. В поделке используйте разные виды макарон — спиральки, ракушки, спагетти и так далее.

Веселая история

5 лет ребенку
Источник

Возьмите десять разных игрушек. Помогите ребенку придумать историю, в которой фигурировала бы каждая игрушка. Затем уберите предметы и попросите ребенка вспомнить все игрушки, опираясь на придуманную ранее историю. Чем больше количество вещей — тем сложнее играть.

Профилактические медицинские осмотры проводят, чтобы выявить заболевания и факторы риска их развития. Это помогает диагностировать патологии на самых ранних бессимптомных стадиях, когда они наиболее эффективно поддаются лечению.

Плановые осмотры ребенка врачами в 4 года и 5 лет

У дошкольников наблюдаются повышенная активность, любознательность, уверенность в самостоятельности и стремление общаться со сверстниками. Для этого возраста характерны травматические повреждения и заболевания, вызванные бактериальными инфекциями.

С учетом этого, в соответствии с приказом Минздрава РФ №514Н,дети 4 и 5 лет в рамках диспансеризации проходят плановые осмотры детского хирурга и педиатра. Источник:
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» С изменениями и дополнениями от: 3 июля 2018 г., 13 июня 2019 г.

Хирург

К 4годам у ребенка в норме полностью сформированы все естественные изгибы позвоночника. Врач оценивает их анатомию и выявляет признаки нарушений осанки.

К 5 годам у ребенка в норме сформирован свод стопы. Врач может опровергнуть или подтвердить наличие плоскостопия.

Педиатр

4-5 лет – средний детсадовский возраст. Ребенок придерживается определенного режима дня, рациона.Это позволяет оценивать динамику работы его пищеварительной и нервной систем.Тесное общение со сверстниками в детском коллективе оказывает влияние на иммунную систему. Врач с помощью опроса, осмотра и сбора анамнеза оценивает их функциональное состояние. Кроме этого, он проводит антропометрические измерения для оценки физического развития ребенка. Согласно данным ВОЗ,нормы для 4-5 летних детей:

  • рост мальчиков 4 лет – 99,1-107,5 см;
  • рост девочек 4 лет –98,4-107 см;
  • вес мальчиков4 лет –14,4-18,6кг;
  • вес девочек4 лет –14-18,5 кг;
  • рост мальчиков 5 лет – 105,3-114,6 см;
  • рост девочек 5 лет – 104,7-114,2см;
  • вес мальчиков 5 лет – 16-21 кг;
  • вес девочек 5 лет – 15,8-21,2 кг.

При необходимости педиатр назначает дополнительные обследования и консультации узкопрофильных специалистов.

Рождение ребенка – событие, радость которого сложно переоценить. Однако это еще и колоссальные расходы, так что ни один рубль не окажется лишним для женщины с маленьким ребенком. Государство это понимает – поэтому матерям, чьи дети младше 1,5 лет, начисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Этими выплатами занимается Фонд социального страхования РФ.

5 лет ребенку

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет перечисляет территориальный орган ФСС с 1-го по 15-е число каждого месяца. При этом документы, необходимые для назначения выплаты, должен предоставить работодатель: чаще всего – та организация, откуда женщина уходила в декретный отпуск. Женщины, которые не работали, должны обратиться в Управление труда и социальной защиты населения по месту жительства, там объяснят, как получить пособие.

Если женщина, которая работала до рождения ребенка, не получила пособие, ей нужно уточнить у работодателя – передали ли соответствующую информацию в территориальный орган ФСС. Другой вариант, самостоятельный – направить обращение через «Личный кабинет получателя социальных услуг» на сайте Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу https://lk.fss.ru/, указав реквизиты работодателя (название компании и ИНН). Территориальный орган ФСС направит запрос. Если были допущены какие-то ошибки, их удастся исправить.

Для входа в «Личный кабинет получателя социальных услуг» используется учетная запись (логин/пароль) в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). В дальнейшем через Личный кабинет можно будет подавать обращения, заявления о выдаче справок о начисленных пособиях, а также отслеживать этапы прохождения документов по начислению и перечислению пособий.

Ссылка на основную публикацию