Развитие речи в средней группе

Развитие речи в средней группе

Речь – одна из основных форм общения человека. С ее помощью можно передать информацию, воздействовать на поведение собеседника, организовать общение между людьми. Развитие речи, так необходимой нам в повседневной жизни, начинается с самого рождения. Сначала речевое взаимодействие малыша проходит в форме крика, лепета и гуления, потом начинают использоваться псевдослова и наконец сами слова. Обычно ребята, занимающиеся в средней группе детского сада, активно используют до 2000 слов, понимают и задают вопросы, могут пересказывать хорошо знакомые сказки, говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Если это не так, может встать вопрос о системном недоразвитии речи средней степени, но пугаться этого не стоит, логопед подберет необходимые методы и упражнения для устранения нарушения. Чтобы не останавливаться на достигнутом и пополнить словарный запас ребенка, расширить функциональность его речевой активности, крайне необходимо использовать занятия по развитию речи в средней группе.

Развитие речи в средней группе детского сада

Чтобы было ясно, какими навыками и умениями должны овладеть дошкольники, воспитатели и логопеды выделяют задачи занятий по развитию речи в средней группе детского сада:

  • Развитие звуковой культуры речи происходит на логопедических занятиях (формируются правильное произношение звуков, темп речи, интонации, звуковое дыхание, тембр, паузы и пр.).
  • Формирование активного словаря и улучшение правильного понимания смысла слов.
  • Обучение грамматике речи, например, образование падежей, согласование слов.
  • Совершенствование способности рассказывать об изображении на картинке, а также о событиях, произошедших с ребенком.
  • Развитие умения устанавливать коммуникативный контакт со взрослыми и детьми, уметь задавать вопросы и отвечать на них.

Для достижения этих задач и формирования познавательно-речевого развития в средней группе детского сада целесообразно будет предложить детворе поиграть, так как именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Например, игра «Лесная посылка» способствует закреплению в речи названий зверей, их детенышей, частей тела, мест, где они живут. Помимо этого, она улучшает навыки составления рассказов, развивает мышление с помощью загадок, а также совершенствует мелкую моторику пальцев рук.

Для нее понадобятся:

  1. Посылка с замками.
  2. Картинки с изображением диких животных.
  3. Картинки с изображениями зверей.
  4. Картинки с изображением хвостов диких животных.

Чтобы игра вызвала больше интереса и энтузиазма, выдавайте после каждого выполненного задания ключик от посылки, в которой спрятан какой-то приз, когда нужное количество ключей наберется, откройте посылку и наградите ребенка.

Начать игру можно с загадки для развития речи в средней группе детского сада. В нашем случае загадки будут про животных, когда ребенок отгадывает животное, достаем карточку с его изображением и кладем на стол. Это поможет повторить уже известных зверей и настроиться на рабочий лад.

К примеру, у вас есть карточки с изображением волка, лисы, медведя, зайца и белки, тогда загадываем загадки именно о них. Когда все лесные обитатели будут отгаданы, достаем карточки с изображением их жилищ и также кладем на стол. Предлагаем ребенку найти домик каждого из предложенных животных. Можно задавать вопросы: «Где живет лисичка? А где живет белочка?» и т. д.

Когда домики всех животных найдены, можно вспомнить названия их детенышей. Например, папа-лис – мама-лиса – ребенок-лисенок. Спрашивайте у ребенка название детенышей во множественном числе: «А если у лисы с лисом много деток, то как они называются? Правильно, лисята!» Не забывайте после каждого задания хвалить ребенка и уделять время для спортивной разминки.

После небольшой физической разминки для развития художественно-речевой деятельности ребенку предлагают выбрать любое животное и составить о нем небольшой рассказ.

И в конце игра «Чей хвост?», для нее вам понадобятся изображения хвостов зверей, задача ребенка – найти, какой хвост какому животному принадлежит.

Это одна из тех игр, которые помогают сделать речь детей в средней группе детского сада более связной, последовательной, развить навык монолога.

Требования ФГОС по речевому развитию

В 2013 году в нашей стране был принят ФГОС – специальный образовательный стандарт, на основе которого педагоги детских садов разрабатывают образовательные программы, по которым занимаются дошкольники. ФГОС состоит из требований по результатам освоения образовательных программ. Согласно им, развитие речи в средней группе детского сада включает следующие компоненты:

  1. Ее формирование на том уровне, который необходим для установления контактов со взрослыми и детьми разных возрастов.
  2. Расширение словарного запаса.
  3. Развитие способности строить диалоги, а также вести монолог.
  4. Развитие речевого творчества, т. е. умение составить рассказ или придумать стишок.
  5. Чтение книг, улучшение навыка понимать прочитанное.
  6. Умение разделять слова на отдельные звуки, а звуки соединять в слова.
  7. Усваивание принципа произношения и постановки ударения в словах, способности к выразительной речи.

Возрастные психологические особенности детей средней группы

Дети 4-5 лет более подвижные, их эмоционально окрашенная деятельность становится способом психологической разрядки, но, самое главное, они начинают испытывать острую потребность в общении со сверстниками. Если раньше ребенок мог спокойно находиться в обществе игрушек, книг или мультфильмов, то теперь он хочет говорить, делать это много и долго. Именно поэтому в средней группе детского сада должна быть сформирована развивающая речевая среда, проводиться занятия, которые будут стимулировать речь. Тем не менее, по большей части речь детей развивается за счет их общения друг с другом. Также новые черты появляются и во взаимодействии дошкольников с воспитателями, они начинают стремиться к познавательной, интеллектуальной коммуникации. Именно в этот момент актуально начинать развитие культуры речевого общения, подавать речевой пример детям. В этот период нельзя отмахиваться от вопросов ребенка, отвечать с раздражением, неохотой.

Заключение

Развитие речи – это сложный и длительный процесс, которому важно уделять внимание во время всего периода взросления ребенка. Учитывая возрастные особенности, нужно, чтобы занятия, направленные на развитие речи в средней группе, были представлены как развлечение. В таком случае дошкольник будет с восторгом заниматься, радуясь тому, что ему предоставляется лишняя возможность поиграть.

Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; учить подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
Развивающие задачи:

Развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи:

Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями,.

Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.

Словарная работа: активизация словаря.

Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков Даша И, Маша Т., помощь детям, затрудняющихся в ответе.

Вводная часть

Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность. (1 минута)

Педагог приглашает детей в хоровод:

«Ты – мой друг и я – твой друг,

Вместе мы – друзья.

Мы друг другу улыбнёмся,

Вместе за руки возьмёмся».

Мотивация к деятельности. (2 минуты)

Воспитатель обнаруживают конверт.
Воспитатель: — Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.
«Детский сад, Детям средней группы»
-Ребята, так это же для нас письмо! Нужно прочитать, что написано в письме. (воспитатель открывает конверт и читает).
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно выполнить задания. За его правильное выполнение вы будете получать волшебные листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство. Лесные Феи.»
— Ну что, поможем феям?
2 Основная часть.
Совместная деятельность взрослого и детей (14 минут)

1 задание «Скажи наоборот»
Воспитатель:- Ребята, здесь вам нужно называть слова наоборот? Например: холодно, а вы говорите жарко. Ну что справимся с этим заданием?
Воспитатель: Большой, высокий, день, зима, черный, снег.

Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.

2 задание «Веселая бабочка»
Воспитатель:- Ну вот мы и добрались до следующего задания. Посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Воспитатель: — Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? ( дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)
Воспитатель: — А вот и листочки, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.

3 задание «Игра со звуками»

Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).

— Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;

Песенку жука (Ж) — живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;

Песенку ветра (Ш) — шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

Песенку насоса (С) — стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

4 задание «Один — много»
Воспитатель: Здесь для вас приготовили сложное задание. Я буду вам бросать мяч, а вы будите возвращать мяч и называть это слово когда его много. Например: Стол – столов.
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК.
Воспитатель: — Молодцы, ребята, справились! Получите листочки. Ну, давайте пойдем дальше.

5 задание «Подскажи словечко»
Воспитатель: Здесь для вас приготовили задание. Я сейчас вам буду читать фразы, а вы должны ее закончить.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый . (воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись. (фонари)
А рядом бегемотики
Схватились за . (животики)
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке . (лапу)
А возле этой елки
Бродили злые . (волки)
Долго, долго крокодил
Море синее . (тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало . (жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая . (лисица)
Би-би-би! Гудит машина,
— Не поеду без . (бензина)
Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, . (телефон)
Воспитатель: — Отлично справились с заданием! Получите свои листочки. Идем дальше.
6 задание «Скажи одним словом»
Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Я вам показываю картинки, а вы должны их назвать одним словом.

(Одежда -Деревья -Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты-Цветы.).
Воспитатель: — Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.

7 задание «Какое что бывает»

— Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.

Зелёным – огурец, листья, краска…

Широким – река, дорога, лента…

Вкусным – варенье, торт, сок…

Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…

Высоким – дом, башня, температура…

Круглым – солнце, апельсин, мяч…

Пластмассовым – кубик, ведро, совок…

Заяц –Спасибо ребята вот вам лучики для солнца

Воспитатель: — Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.

3 Заключительная часть «Волшебный лес»
Воспитатель: — Вот мы и пришли в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Посмотрите, сколько листочков заработали вы, может их хватит, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте посмотрим хватит ли наших листочков.
Дети на магниты прикрепляют листочки к дереву.
Воспитатель: — Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает сундучок с угощением).

Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?

Автор: Сычева Наталья Владимировна

Организация: МДОАУ №39 «ВАСИЛЁК»

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк

Тема: «Куда спрятались лесные жители?»

Возрастная группа: средняя группа дошкольного возраста

Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.

Задачи:

  • Обучающие: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, учить составлять связный рассказ по картинкам; упражнять в правильном произношении согласных [ф] и [с]; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  • Развивающие: развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
  • Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; желание помочь слабому.

Словарная работа: день короче, ночь длиннее; листья опадают; листопад; дождичек, лужица, берлога.

Доминирующая образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие» (сообщение нового материала); ОО «Художественно-эстетическое развитие» (эстетическое восприятие осенней природы, слушание музыки), ОО «Физическое развитие» (физминутка, дыхательная гимнастика), ОО «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность).

Материал и оборудование: иллюстрации по теме, магнитофон, запись музыки «Звуки осеннего леса», «Виноватая тучка», методическая игрушка Зайчик, мячик.

Методы и приемы:

— словесные (художественное слово, беседа, указания, рассуждения, описание)

— наглядный (рассматривание картинок);

— проблемно-поисковый (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

— игровой (дидактическая игра);

— использование здоровье сберегающих технологий (физминутка, дыхательная гимнастика).

Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.

Предполагаемый результат: дети имеют представления об осенних изменениях в природе, составляют связный рассказ по картинкам; правильно произносят согласные [ф] и [с] в словах при повторе; образовывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Дети испытывают желание помочь слабому, бережно относится к природе.

Введение в тему

Становитесь, дети, в круг.

Ты — мой друг, и я — твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы — одна семья:

— Ребята, хотите отправиться вместе со мной в лес на экскурсию? (Ответы детей).

Под музыку «Звуки осеннего леса» дети проходят в зал, украшенный по – осеннему.)

Воспитатель: Ребята, давайте подарим лесу наше стихотворение. Читает стихотворение, дети выполняют движения

Это лес стоит густой,

Нам качает головой.

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовёт и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Никого мы не обидим,

Чудеса твои увидим

— Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это?

Дети: Это зайчик.

-Спросите, у него что случилось?

Дети: — Зайчик, почему ты плачешь?

Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.

-Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья?

Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку.

Актуализация ранее приобретенных знаний

Дети рассматривают картинку «Осенний лес» и рассказывают об известных им признаках осени (воспитатель активизирует детей на высказывания в 1-2 предложения).

— Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер…

Дыхательное упражнение «Ветер» (повтор 2-3 раза)

— Давайте с вами покажем, как же дует сильный ветер, который срывает с деревьев листья:

И спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками:

Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.

В: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще как-нибудь поиграем!

Игровое упражнение «Подбери слово».

У меня разноцветный мяч:

мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают.

Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают,

Осенью птицы (что делают?) – улетают,

Осенью деревья (что делают?) – роняют листья.

Молодцы! А листья осенью (Какие?) – жёлтые, красные, золотые.

Как можно назвать их одним словом?

Осенью дождь (что делает?)– идёт, моросит,

-Ребята, тучи осенью какие? (тяжелые, серые)

Вот и к нам злая тучка залетела

Физминутка под песенку «Виноватая тучка»

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?

Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся.

Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую.

-Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая?

Давайте проверим ваши высказывания.

Опыт: Перед белым листом бумаги (снег) поставить трафарет серого зайца. Видно зайчика будет хитрой лисе? Голодному волку? (ответы детей). А если шубка белая? (выставляется трафарет белого зайца) (ответы детей).

Зайчик: Вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе.

(Рассказывание детьми по картинкам-схемам об осенних изменениях в природе).

Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.

Занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей пятого года жизни

В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.

Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные ; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).

Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.

Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т. д.

Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и , а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.

Программа предусматривает обучение детей пятого года жизни умению пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.

Требования программы по обучению четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность – качества, необходимые человеку в общении с окружающими.

Воспитатель должен учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.
Здравствуйте ребята!
Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи!

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей)
Воспитатель: Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка.
1. «Улыбка», «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок,
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики»
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.

5. «Маятник»
Ходит мятник в часах:
Влево — тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

6. «Качели»
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.

Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного).
Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
Ответ: заяц
Кто осенью холодной.
Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Эта славная рыжуха,
Пышный хвост, белое брюхо,
Очень страшная хитрюга,
Курей в клетке посчитает,
И хозяев испугает,
Вмиг сбежит и прямо в лес.
Ответ (лиса)

В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …
Ответ (Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)

Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Вот и первый ключ от замочка. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, дикие животные живут в лесу, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?»

На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)

Воспитатель: Отлично, и с этим испытанием справились. Вот и второй ключ от замочка. А наше следующее испытание называется «Назови правильно».
Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет:
Лис – лиса — лисенок (лисята)
Волк – волчица – волчонок (волчата)
Медведь – медведица – медвежонок (медвежата)
Заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата)
Белка – белка – бельчонок (бельчата)

Воспитатель: Хорошо поработали. И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть. (физминутка)
Озорные зверята.

Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик. Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”.
Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Заслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Еще одно испытание позади, и еще один ключик у нас. Осталось последнее испытание «Чей хвост?»
На столах лежат картинки с изображением животных без хвостиков. Ребенку предлагается, найти нужный хвостик и приклеить его при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий).
Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение).
Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей). Правильно это лесные жители прислали вам гостинцы.
Детям раздаются угощенья.

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.

Образовательные задачи:

— закреплять и расширять представления детей об особенности жизни домашних животных;

— упражнять детей в умении различать взрослых животных и их детёнышей.

Развивающие задачи:

— развивать связанную речь;

— формировать и активизировать словарь домашние животные и их детёныши: корова, лошадь, овца, коза, собака, кролик, кошка, котенок, поросенок, козленок, теленок, щенок, котенок, жеребенок;

— развивать любознательность, память и мышление детей;

— развивать зрительное восприятие.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к животным;

— воспитывать интерес к художественной литературе.

Методы и приемы: рассматривание, чтение стихов, загадок, постановка проблемного вопроса, беседа.

Материалы, оборудование: игрушки домашние животные и их детеныши, д/и «Чья мама?», разрезные картинки «Домашние животные», стихи, загадки о животных.

Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций на тему: «Домашние животные», проведение дидактической игры «На нашем дворе», заучивание наизусть стихотворений А. Барто «Козлёнок», «Лошадка».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Материалы для работы:

— посылка с замочками, письмо;

— карточки с изображением жилищ домашних животных;

— дидактическая игра: “Кто, где живет? ”

— предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Предварительная работа: Знакомство с домашних животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.

Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи!

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей)

Воспитатель: Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка.

«Улыбка», «Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного).

Молоко дает. (корова)

Я хозяину служу

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю. (собака)

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (кошка)

Есть рога, но не корова,

Хоть пастись всегда готова,

А шкодлива егоза!

Это шустрая . ( коза)

Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Вот и первый ключ от замочка. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, домашние животные живут рядом с домом человека, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?»

На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:

Где живёт корова? (В коровнике)

Где живёт коза? (В хлеву)

Где живет собака? (В будке)

Где живёт кошка? (В лукошке)

Воспитатель: Отлично, и с этим испытанием справились. Вот и второй ключ от замочка.

А наше следующее испытание называется «Назови правильно».

Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет:

Бык – корова — теленок (телята)

Козел – коза– козленок (козлята)

Пес – собака – щенок (щенята)

Кот– кошка– котенок (котята)

Воспитатель: Хорошо поработали. И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть. (физминутка)

Рыжий котик потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел,

И как будто бы пошел,

И тихонечко присел.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”.

Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Заслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение).

Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей). Правильно это домашние животные прислали вам гостинцы.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Соколова Е.Н. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Поиграем вместе» // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 08.11.2021 ).

Цель: продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать четко на вопросы; учить составлять описательный рассказ употреблять в речи слова в родительном падеже в ед. и мн. числе. Учить четко произносить слова, сочетая движения пальцев рук. Обогащать словарный запас детей. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

Ход занятия:

Ребята, сядьте поудобнее расправьте плечики и послушайте меня внимательно. Отгадайте, о чем моя загадка?

Если б не было его?

Не сказали б ничего (язык)

О чем идет речь в загадке? (о языке)

Для чего нужен язык человеку? (чтобы говорить)

Где всегда находится? (во рту)

Покажите свои язычки. Как они работают? (двигаются) Что делает, когда мы молчим? (спит)

Послушайте сказку о веселом язычке. «Жил на свете язычок-вот какой» (дети показывают). Жил он в домике, который называется рот. В домике были двери — это губы. Покажите, где эти двери (дети размыкают губы). Язычок любил сидеть на окошке и поглядывать по сторонам вправо, влево, вверх, вниз (дети двигают свои язычки). А больше всего наш язычок любил сидеть на подоконнике и рассказывать веселые стихотворения. Вот одно из них послушайте:

Жил был Шум.

Ел Шум: хрум , хрум.

Спал так: храп, храп.

Ел суп: хлюп, хлюп.

Шел Шум: бум, бум.

Как ел Шум? Как ел?

Как спал Шум? Как шел Шум?

А теперь вместе с нашим язычком расскажем это стихотворение, меняя тембр голоса.

Поиграли с язычком. А теперь встанем и вытянем руки. Посмотрите, руки у нас какие? (умелые, сильные, ловкие. )

Что умеют наши руки? (рисовать, лепить, копать. )

В этом помогают нам наши пальчики.

Сколько пальцев на правой руке? (5)

Сколько на левой? (5)

Сколько всего пальцев на обеих руках (10).

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Крепкие и дружные,

Все такие нужные.

Поднимаем кисти обеих рук вверх, широко раздвинув пальцы.

Поочередно сгибаем их в кулачок, начиная с большого.

Тише, тише, не шумите

Наши пальцы не будите

Птички станут щебетать

Будут пальчики вставать.

Ребята, садитесь на стульчики и посчитаем пальчики по-другому:

Один палец

Два пальца и т.д.

Сколько пальцев? (десять)

Пальцы спрятались, и не стало чего? (пальцев)

Ну вот, наши пальчики поиграли. А теперь поиграем мы с вами. Мои пальчики нашли для вас очень интересные картинки животных (на столе разложены картинки с изображением диких и домашних животных.

Как назвать всех, кто здесь представлен, одним словом? (животные)

Какие животные? (дикие и домашние)

Ребята, а вот фигурки этих животных, давайте их разместим по среде их обитания (на столе домик и лес, дети называют и раскладывают животных к домику и лесу) звучит спокойная музыка.

А сейчас я загадаю вам загадку об одном животном:

Рыжая, пушистая, хитрая. Следы на снегу заметает? (лиса)

А теперь вы выберите о ком вы хотите загадать загадку и расскажите, (дети составляют описательные рассказы)

Молодцы, ребята, а теперь изобразите мимикой и движениями любимых животных.

Театрализованная игра «Узнай, кто я?»

Молодцы, очень хорошо у вас получилось. А сейчас возьмитесь за руки, встаньте в круг. Давайте вспомним с вами ласковые слова и назовем друг друга ласково (Сашенька, Димочка). На этом наше занятие заканчивается. Чем мы с вами сегодня занимались?

1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

2.Развивать фонематическое восприятие, словарь детей.

3.Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!
— Дети, посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем!
Здравствуйте девочки и мальчики!

Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами!

Лесник.

— Оказывается, лесник приглашает, вас к себе в гости.
— А вы знаете кто такой лесник? Где он живёт? Как называется
его домик? (сторожка)
(Лесник — это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
— Вы согласны пойти в гости?
— А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, пчелка. Давайте у нее спросим

«Пчёлка, пчёлка — покажи,
Пчёлка, пчёлка — расскажи.
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?»
Покажу конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика
(з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж) , ветра (ш-ш-ш-ш) , водички (с-с-с-с) .
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите
песенку комарика (З) — зебра , машина, зонтик, зима, снег; забор.
песенку жука (Ж) — живот, жираф, дом, яблоко, жук , ёжик, ножик ;
песенку ветра (Ш) — шапка, шуба, конфета, шишка, машина ;
песенку водички (С) — стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
— Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу.
Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.
«Белка, белка — расскажи,
Белка, белка — покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?»
Покажу. Только поиграйте со мной.
Д/и «Назови одним словом»

бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза — насекомые;

берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр — деревья;

скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка — птицы;

брусника, земляника, малина, смородина ягоды;
ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек
– цветы;

лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик — животные

— Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру «Маленький — большой»
«У ежика маленькие лапки, а у медведя — большие лапищи.
У ежика маленький носик, а у медведя — большой носище.
У ежика маленькие глазки, а у медведя — большие глазищи.
У ежика маленькая головка, а у медведя — большая головища »

Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.

Раз – присядка, два – прыжок, это заячья зарядка…

трава — травушка , гусеница — гусеничка , жук – жучок , елка – елочка, цветок – цветочек.
дождь – дождичек .

Сл./и «Кто кем был?»
Лиса — лисёнком , волк — волчонком , медведь — медвежонком ,
белка — бельчонком , ёж – ежонком , тигр – т игренком , слон – слоненком , лев – львенком , заяц – зайчонком , мышь – мышонком.
Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика, он вам покажет дорогу. Счастливого пути!

— Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.
«Ёжик, ёжик — расскажи,
Ёжик, ёжик — покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?»
Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:
— Кто живёт в лесу?
— Как называются животные, которые живут в лесу?
— А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?
— Что делают птицы весной?
— Какую пользу приносят птицы?
— Как люди заботятся о птицах?
— Какие деревья летом и зимой стоят зеленые?
— Чего нельзя делать в лесу?
Молодцы! Много знаете. Идите скорее к дедушке-леснику, он уже нас, наверное, заждался.
Лесник — Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне, мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Расскажите, пожалуйста, с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось играть?
— Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости. Я угощу вас медком, который собрала пчёлка.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Оценить 1897 0

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Воспитатель: Лякс Е.Д.

Цель : расширение словаря, закрепление навыков словообразования и словоизменения, формирование умения образовывать однокоренные слова.

1. Воспитывать любовь к родному дому, 6ережное отношение к личному и общественному имуществу

2. Воспитывать любовь к членам своей семьи.

Развивающие :

Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

1. Знать свой домашний адрес, особенности внешнего вида дома и двора.

2. обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт.

3. способствовать формированию разв ёрнутого связного высказывания.

Материалы : иллюстрации, фотографии домов, комнат.

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)

Сегодня на занятии будем беседовать о домах, в которых вы живёте. Но прежде вспомним, как называется наш город. (ответы детей)

— Кто строит дома? (Ответы детей: Строители)

— Из чего строят дома? (Ответы детей: из кирпичей, плит, дерева, глины) .

— Как называется место, где дома стоят в одну линию? (Ответы детей: Улица, проспект)

— Из каких частей состоит каждый дом? ( ответы детей : фундамент, стены, окна, двери, балконы, этажи, подъезд, ступеньки, лестница, крыша, крыльцо).

— Для чего в городе много домов? (ответы детей)

— Как называется улица и какой номер дома, в котором вы живёте? Дома в городе бывают разные : 4-х, 5-ти, 9-этажные; с магазинами или другими учреждениями внизу и без них; кирпичные и панельные. (Рассматривание картины) .

Вспомните, сколько этажей в вашем доме? На каком этаже вы живёте?

Какого цвета ваш дом?

Из чего он построен?

Что красивого вашем доме?

Что находится во дворе дома? (Игровое оборудование, зеленые насаждения) .

Как вы бережёте свой дом? Двор? Любите ли вы свой дом? За что?

2. Мотивационная игра.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Мой дом высокий, а мой дом (низкий) .

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный) .

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный) .

Мой дом большой, а мой дом (маленький) .

Мой дом старый, а мой дом (новый) .

3. Затруднение в игровой ситуации. Выход из затруднения.

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Игра «Какой дом?»

А. -Дом из 2 этажей какой? – Ответы детей : «двухэтажный» . Из 3 этажей – Ответы детей : «трехэтажный» ; из 5 этажей – «пятиэтажный» .

Б. — Дом из дерева какой? – Ответы детей : «деревянный» . Из кирпича – «кирпичный» , из камня- «каменный» , из глины – «глиняный» , изо льда – «ледяной» , из картона – «картонный» .

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу — сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов.

Дом высокий, дом (низкий).

Дом светлый, дом (тёмный).

Дом одноэтажный, дом (многоэтажный).

Дом большой, дом (маленький).

Дом старый, дом (новый).

Воспитатель: Все верно! Молодцы!

Работа с рисунками.

— Как называется дом ласточки (гнездо, мышки (норка, муравьев (муравейник, белки (дупло, медведя (берлога) .

Ссылка на основную публикацию