Внутриутробное воспитание ребенка

Биологические и социальные факторы, оказывающие влияние на идентификацию пола находятся в такой близкой зависимости, что в них сложно разобраться. В настоящее время, благодаря современным технологиям, родители к рождению малыша знают его пол заранее. В связи с этим, поведение папы и мамы, дает стимул ребенку узнать о себе больше, идентифицировав себя по полу еще внутриутробно.

После зачатия происходит процесс формирования у эмбриона половых признаков. Женская клетка несет в себе всегда X – хромосому, а мужская Y и X. Таким образом: XX – женский хромосомный код , а XY – мужской хромосомный код.

Далее в развитии эмбриона занимает место этап становления половых желез. Это происходит с 6-й недели беременности. Появление и дифференцировка половых органов происходит после этапа формирования половых желез.

Рассмотрим эти периоды более подробно.

Развитие половой системы делится на 2 стадии

1. Стадия индифферентной гонады (4-5 недель )

Первичные половые клетки появляются в желточном мешке. Они мигрируют в каудальную (хвостовую часть) эмбриона, в место формирования гонадного валика, где и происходит формирование половых тяжей — структур , из которых берет свое начало половая система

2. Стадия половой дифференциации гонады

На 6-й неделе происходит дифференциация гонады по полу (детерминация пола), этот процесс определяется наличием X или Y хромосомы у эмбриона.

Различают анатомические структуры, из которых в дальнейшем у мальчика разовьются придаток яичка, семявыносящие протоки, семенные пузырьки, а у девочки дадут начало матке, маточным трубам и верхней части влагалища. В каком направлении пойдет развитие, зависит от вида половых хромосом.

Если это мальчик, то Y хромосома активирует выработку тестостерона и других веществ , под действием которых получает начало сценарий развития эмбриона по мужскому типу. Таким образом, такая индифферентная гонада развивается в яички, содержащие семенные канальцы.

Если нет Y -хромосомы, то развивается эмбрион женского пола, так как отсутствует влияние тестостерона . Индифферентная гонада ожидает этого влияния до 8-й недели и в дальнейшем происходит развитие яичников, содержащий фолликулы.

Психологический пол плода

Закладка и дифференцировка половой системы приходится на 2-й критический период I триместра беременности. В связи с этим, беременная должна наиболее трепетно в этот период относиться к своему питанию, образу жизни, избегать физических и эмоциональных нагрузок и заболеваний.

Из представленной выше информации, мы можем обратить внимание ещё на очень важный аспект — психологическое благополучие развивающегося внутриутробно малыша. Мама — первая вселенная ребенка. Сейчас уже не является секретом ни для кого, что ребенок ведет активную жизнь в животе у мамы: он двигается, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных для него звуков, играет пуповиной. Для младенца очень важна информация, которая поступает от мамы. И в начальный , самый важный период беременности мы не можем знать пол нашего малыша. При акцентировании в своих мыслях, действиях, поступках на ребенке « не того пола», родители могут нарушить нормальное психологическое половое развитие младенца, который может осознавать себя нежеланным. Очень часто родители говорят, оправдываются : « Ребенок не может знать о нашем разочаровании, когда он родился не того пола» . Но это далеко не так!

Ведь уже на четвертом — пятом месяце беременности ребенок способен сделать движение, позволяющие ему спрятать половые органы, стараясь скрыть факт того, что его пол не соответствует ожиданиям родителей.

Для позитивного эмоционального развития плода очень важно во время беременности сохранять хорошее настроение, радостное мироощущение, пребывать в ладу с собой и в гармонии с окружающим миром.

Лучшее, что может сделать мать для эмоционального и психического развития ребенка — это желать его всей душой, не зависимо от его пола, чтобы он смог чувствовать ее любовь и ожидание первой встречи.

Беременность – самое долгожданное и прекрасное время в жизни любой женщины. Любая из нас хотела бы понаблюдать за каждым днем развития любимого малыша изнутри, однако это не представляется возможным. Подавляющее большинство будущих мам начинают заботиться о нормальном развитии ребенка еще в тот момент, когда он находится в их лоне.

К сожалению, не каждой женщиной руководит банальное любопытство: иногда необходимо знать нормы и показатели, чтобы вовремя обнаружить аномальное развитие плода.

Ведущие акушеры-гинекологи нашей клиники специализируются на ведении беременности. Доверив нам самое сокровенное, вы сможете быть уверенной в превосходном результате вплоть до успешного родоразрешения. Наши врачи сведут к минимуму все возможные пороки и дефекты развития, защитят вашу беременность от негативных физиологических факторов, помогут родить здорового и счастливого малыша.

Как развивается плод в течение девяти месяцев?

Началом гестации по праву считается удачный половой акт. Чаще всего оплодотворение приходится на момент овуляции, когда одна зрелая яйцеклетка внедряется в маточную трубу, выходя из яичника. Она встречается со сперматозоидом, после чего происходит их слияние и распределение набора хромосом. Именно в этот момент определяется пол будущего ребенка, а лишняя хромосома в наборе может стать предпосылкой к формированию синдрома Дауна.

Плодное яйцо движется по фаллопиевой трубе к матке, в этом ему помогают перистальтические движения и реснитчатый эпителий. Достигнув маточной полости, яйцо прикрепляется к слизистой оболочке – эндометрию, который содержит многочисленные питательные вещества для роста и развития плода.

  • 1 месяц. После прикрепления к эндометрию, плодное яйцо продолжает расти и активно делиться на клетки. К концу первого месяца зародыш уже напоминает плод, формируется его сосудистая сетка, шея приобретает более контрастные очертания. Формируются внутренние органы будущего малыша. На этом этапе происходит первичное формирование нервной трубки, поэтому вам следует особенно осторожно относиться к приему витаминов и собственному образу жизни.
  • 2 месяц. Ко второму месяцу эмбрион уже достигает 2-1,5 см в длину. У него начинают формироваться ушные раковины и веки. Конечности будущего ребенка почти сформированы, уже разделены пальцы на руках и ногах. Они продолжают расти в длину. Происходит формирование важнейших систем, отвечающих за жизнедеятельность организма. Матери необходимо тщательно следить за здоровьем в данный период, не подвергать свой организм стрессовым ситуациям, окончательно оставить все вредные привычки, если беременность была незапланированной и они все еще имели место.
  • 3 месяц. К середине третьего месяца беременности, плод достигает 6,5-9 см в длину. У ребенка начинает биться сердце, его пульс вдвое чаще материнского. Матка по-прежнему находится между тазовых костей. Плод начинает первые шевеления, включая глотание и открытие рта, однако мать пока не ощущает их. На данном этапе формируются наружные половые органы плода. Сам эмбрион приобретает натуральные человеческие формы. Двигательный аппарат пока полностью состоит из хрящевой ткани. Организм плода лишен липидной ткани, поэтому сквозь его кожу отчетливо просматривается мышечная ткань, хрящи и сосуды. В конце третьего месяца у плода формируются голосовые связки, появляется волосяной покров на теле, выделяются черты лица, затвердевают кончики пальцев.
  • 4 месяц. В начале четвертого месяца скачок роста приходится на мозг, в связи с чем происходит торможение в развитии тела. Этот месяц является критическим в становлении беременности. При острой недостаточности токоферола в организме матери может произойти самопроизвольный аборт. Вместе с тем, его повышенная концентрация может привести к тяжелейшим порокам развития. Поэтому мы рекомендуем вам обращаться только к опытным специалистам за ведением беременности, чтобы сохранить жизнь и крепкое здоровье малыша. У ребенка завершается формирование половых органов, «запускается» выработка важных половых гормонов – тестостерона и эстрогена. Кожная окраска приобретает матовый красноватый оттенок, продолжается рост волосяного покрова. К концу четвертого месяца голова плода становится более пропорциональной, начинают работу сальные и потовые железы. На четвертом месяце путем анализа крови матери может определиться наличие синдрома Дауна у ребенка.
  • 5 месяц. Все жизненно важные органы ребенка сформированы. Пищеварительная, дыхательная, сердечнососудистая и нервная системы полностью функционируют. У малыша продолжают развиваться рефлексы: теперь он начинает сосать палец и совершать хватательные движения. Начинается формирование волосистой части головы. Материнский организм также претерпевает изменения: в нормальном течении беременности, женщина должна набрать около 4 кг к этому моменту.
  • 6 месяц. У ребенка начинает формироваться подкожная липидная ткань, благодаря чему его кожа перестает быть прозрачной и матово-красной. Плод выглядит более эстетично. С шестого месяца начинается усиленная прибавка в весе у плода. Его черты лица начинают обрисовываться четче. К этому этапу беременности ребенок уже спит и бодрствует. Шестой месяц – самый важный для формирования почечной ткани. Именно сейчас она начинает вырабатывать мочевую кислоту и мочевину.
  • 7 месяц. К этому этапу у ребенка на теле исчезают волосы в тех местах, где их быть не должно. Волосы на голове становятся длиннее. Малыш уже открывает и закрывает глаза, воспринимает звуки и визуальные эффекты. Его вес составляет 1300-1500 г, а рост в длину – 30-35 см. Плод все еще свободно передвигается в матке.
  • 8 месяц. Интенсивно развивается мозговая деятельность. Кожа приобретает бежевый оттенок. Плод достигает в весе порядка 1800 г, а его рост становится не меньше 40 см.
  • 9 месяц. Рост мозга ребенка прекращается. Окончательно формируется кожный рисунок. Тон кожи приобретает розоватый цвет, складки разглаживаются. Происходит интенсивное формирование мозжечка. Сердце имеет ускоренный пульс, «дозревают» все важнейшие внутренние органы. Плод занимает перманентное положение (в нормальном варианте – головкой вниз). Средний вес составляет 2500-4000 г, а рост – 45-55 см. При перенашивании на этом сроке ногтевая пластина ребенка становится длиннее пальцев, стирается естественная смазка, поэтому у переношенных детей при рождении отмечается сухость кожи и обилие морщинок.

Нормальное внутриутробное развитие ребенка – ключ к его здоровью в будущей жизни. Мы рекомендуем вам внимательно подходить к выбору специалиста, ведущего беременность. Опытные доктора нашей клиники приложат все усилия для нормальной жизнедеятельности вашего ребенка с первых недель зачатия. Мы позаботимся о вашем здоровом потомстве и лишим вас всех возможных осложнений в процессе вынашивания.

Внутриутробное воспитание ребенкаЧитать далее
Внутриутробное воспитание ребенкаЧитать далее
Внутриутробное воспитание ребенкаЧитать далее
Внутриутробное воспитание ребенкаЧитать далее

Внутриутробное воспитание ребенка

Практически каждой будущей маме в такое особенное для нее время, как беременность, хочется знать: что же происходит с ее организмом? Как крохотный эмбрион становится малышом с глазками, ручками и ножками, готовый появиться на свет? Как проходит этот невероятный и интересный процесс, называемый внутриутробным развитием?

Внутриутробное развитие – важнейшая часть жизни человека. Во время этого процесса происходит развитие и формирование организма, которое, как правило, длится 9 месяцев с момента зачатия и до кульминационного момента – рождения.

В случае появления малыша на свет раньше положенного срока, его помещают в специальный бокс, где ребенок в поддерживаемых условиях формируется и догоняет других малышей в развитии. В наше время, когда медицина всё более развита, врачи способны выходить детей, появившихся на свет и на седьмом, и на восьмом месяце беременности.

Процесс внутриутробного развития можно разделить на триместры, каждый из которых имеет свои особенности:

Первый триместр, длится от зачатия до тринадцатой недели.

Триместр, во время которого происходит настоящее волшебство: из скопления клеток появляется почти уже человек, у которого в зачаточном состоянии сформировано большинство органов – мозг, маленькое сердечко, нервная система и даже зачатки мышечной системы.

А у мамы в это же время начинаются первые изменения в организме, иногда не самые приятные. Большинство женщин считают именно первый триместр самым сложным из-за токсикоза, смены гормонального фона и общего стресса.

Второй триместр, длится с тринадцатой до двадцать седьмой недели.

Ранее появившийся органы и системы продолжают своё развитие. Ребенок уже начинает слышать звуки благодаря развитию органов чувств, начинают свою работу мочевыделительная система и кишечник, а кроветворная система производит красные и белые кровяные тельца.

И пока малыш потихоньку начинает познавать окружающий его мир, у мамы продолжаются изменения в организме. Токсикоз, появившийся в первом триместре, постепенно уходит, но могут появиться другие симптомы. В этот период женщине показано «есть за двоих» и не забывать о необходимых витаминах, минералах и питательных веществах.

Третий триместр, длится с двадцать восьмой недели до рождения.

Малыш уже готов появиться на свет – он активно набирает вес, начинает видеть, чувствовать вкус, у ребенка заметны первые рефлексы, например, сосательный, его легкие уже полностью сформированы.

Мама уже заждалась своего малыша – последние недели самые тяжелые в том числе из-за нетерпения. Становится всё сложнее носить большой живот – ребенок уже стал достаточно тяжелым, что отзывается и болями в спине, и давлением на мочевой пузырь с легкими.

Эти три триместра – одни из важнейших периодов в жизни каждой мамы. Главное не забывать следить за собственным здоровьем, грамотно питаться, давать малышу все необходимые витамины и минералы, а также следовать советам для каждого триместра, и эти девять месяцев ожидания наградят вас здоровым крохой.

Гипоксия плода — синдром, вызванный нехваткой кислорода или нарушениями функции поглощения кислорода тканями. Это не самостоятельное заболевание, а симптом, который свидетельствует о врожденной или приобретенной патологии либо осложненном течении беременности или родов. Кислородное голодание на ранних сроках беременности способно замедлить развитие ребенка и привести к отклонениям, а на поздних чревато поражением нервной системы, отеком мозга, почечной недостаточностью и другими серьезными патологиями.

Внутриутробная гипоксия плода выявляется, по разным данным, в 4-10,5 % случаев беременности и родов в нашей стране.

Внутриутробное воспитание ребенка

Почему может развиться гипоксия плода при беременности

Причины гипоксии плода во время беременности принято делить на три группы.

Материнские

Плацентарные

Заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем (ишемическая болезнь, врожденные пороки сердца, стеноз и др.)

Анемия

Интоксикация (вызванная алкоголем, наркотиками, неблагополучной экологической ситуацией)

Стрессы, неврозы

Массивная потеря крови

Синдром сдавливания нижней полой вены

Шоковое состояние

Инфекционные заболевания

Аномальное строение матки

Инфекционные заболевания, переданные матерью

Гемолитическая болезнь

Гемоглобинопатия

Резус-конфликт

Многоплодная беременность

Предлежание

Пороки развития

Преждевременная отслойка плаценты

Патология пуповины

Тромбоз плаценты

Многоводие или маловодие

Гипоксия у новорожденного может развиться из-за осложнений во время родов: это происходит, если роды слишком быстрые или слишком долгие, пуповина выпадает или пережимается, плод застревает в родовых путях, при тазовом предлежании. Опасность также представляют обезболивающие препараты. Тяжелой формой гипоксии является асфиксия — полное прекращение поступления кислорода ребенку.

Классификация гипоксии плода

Выделяют острую и хроническую гипоксию плода. Хроническая форма наблюдается в течение длительного времени и приводит к патологиям развития плода. Наиболее частые причины — заболевания нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем беременной женщины, перенашивание, многоплодная беременность, интоксикация, инфекционные заболевания.

Острая гипоксия чаще всего возникает при родоразрешении. Она может быть вызвана скоротечными или длительными родами, преждевременным отходом вод, отслойкой плаценты, разрывом матки и другими факторами. Острая гипоксия требует немедленных действий. Если ее наблюдают на позднем сроке и родовая деятельность еще не началась, то врачи вызывают роды или проводят кесарево сечение.

Признаки гипоксии плода при беременности

Понять, что у плода признаки гипоксии, сможет гинеколог во время обследования. Главным проявлением на начальной стадии станет учащенное сердцебиение и повышенная дыхательная активность. В околоплодных водах появляется меконий.

Если у ребенка тяжелая степень гипоксии, то сердцебиение, напротив, будет замедленным. Значительное кислородное голодание приводит к внутриклеточному и тканевому отеку в результате того, что кровь сгущается, а плазма выходит из сосудистого русла. Происходит нарушение тканевого дыхания, развитие эмбриона замедляется, развивается ацидоз. Нарушения кровообращения вызывают тахикардию, сменяющуюся брадикардией. Из-за повышенной ломкости сосудистых стенок возможны кровоизлияния.

Беременная женщина может сама выявить признаки гипоксии плода во втором и третьем триместре по изменению двигательной активности: ребенок ведет себя беспокойно, шевелится слишком часто и сильно, а при прогрессирующем дефиците кислорода, напротив, практически перестает двигаться. При появлении таких симптомов нужно немедленно обратиться к врачу для диагностики.

При подозрениях на хроническую гипоксию плода врачи проводят следующие обследования:

  1. прослушивание сердцебиения плода
  2. УЗИ, допплерография;
  3. кардиотокография, фонокардиография плода;
  4. амниоскопия и амниоцентез через канал шейки матки;
  5. лабораторные анализы крови и мочи у беременной.

Гипоксия плода при родах

Гипоксия новорожденного при родах может быть вызвана как врожденными патологиями и неблагоприятным течением беременности, так и проблемами непосредственно при родовом процессе. Главную опасность представляет кислородное голодание мозга, которое приводит к его дисфункции и может даже стать причиной гибели младенца.

Оценку состояния ребенка проводят в первую же минуту после его рождения, используя шкалу Апгар. Оцениваются следующие показатели:

  • цвет кожи
  • частота дыхания;
  • рефлекторная активность;
  • частота сердечных сокращений;
  • тонус мышц.

За каждый пункт дается от 0 до 2 баллов, в результате максимальная оценка — 10. Если начислено 6-7 баллов, значит, наблюдается легкая гипоксия, если 4-5 баллов — средняя, 0-3 — тяжелая.

Обследование повторяют спустя 5 минут. У новорожденных с легкой гипоксией, которая не вызвана серьезными патологиями, к этому времени показатели приходят в норму.

Последствия гипоксии у новорожденного

Легкая степень, как правило, не имеет серьезных последствий. Тяжелая гипоксия может привести к поражению центральной нервной системы, отеку мозга, судорогам, арефлексии. Поражение дыхательной системы приводит к пневмопатии и легочной гипертензии. Проблемами со стороны сердечно-сосудистой системы могут стать пороки сердца и сосудов.

Понять, что новорожденный страдает от гипоксии, можно по частым срыгиваниям, рвоте, энтероколиту. Последствиями тяжелой перинатальной гипоксии становятся ДВС-синдром и вторичный иммунодефицит.

Внутриутробное воспитание ребенка

Лечение и профилактика внутриутробной гипоксии

Наиболее частой причиной внутриутробной гипоксии являются плацентарная недостаточность, пороки развития плода, компрессия пуповины и гипоксия матери. Помочь плоду при гипоксии внутриутробно очень сложно — до родов можно лишь контролировать состояние и своевременно проводить родоразрешение.

Одна из основных рекомендаций по профилактике внутриутробной гипоксии для будущих мамочек — проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Врачи рекомендуют ежевечерние прогулки, причем желательно не в городе, где воздух загазованный и содержание в нем кислорода сниженное, а на природе. Альтернатива или дополнительный способ справиться с гипоксией — использование кислородного баллончика. Всего нескольких вдохов достаточно, чтобы повысить содержание кислорода в крови матери и ребенка. Баллончики компактные и легкие, их можно носить с собой на работу или хранить в автомобиле. Дополнительный плюс в том, что процедуры оксигенотерапии укрепляют иммунитет и помогают справиться с токсикозов, избавляя от тошноты, головокружения, слабости.

Компания PRANA предлагает оптом приобрести кислородные баллончики разного объема с доставкой по России. Как производитель, мы установили минимальные цены на кислородосодержащую продукцию и гарантируем качество баллонов.

А что же в это время делает малыш? Как он развивается эти девять месяцев?

Как определяется срок беременности?

Срок беременности принято отсчитывать от первого дня последней менструации. Оплодотворение, как правило, происходит на две недели позже, но так проще рассчитывать возраст плода, поскольку женщины зачастую не знают, в какой день произошло зачатие.

Кроме того, для определения срока беременности используют ультразвуковое исследование. С его помощью врач измеряет диаметр головки плода и вычисляет соотношение между размерами головы и живота. Как правило, это исследование проводят на 17–18 неделях беременности.

Результаты УЗИ точнее, чем расчет по дате последней менструации. Получив данные о размерах малыша, врач может установить срок беременности и ожидаемую дату родов.

Первый месяц

Оплодотворенная клетка делится и прикрепляется к слизистой оболочке матки. В это же время образовывается пуповина, которая связывает малыша с будущей плацентой и начинается циркуляция эмбриональной крови.

У малыша формируются внутренние органы, зачатки рук и ног, глазные впадины. К концу первого месяца закладываются основы головного и спинного мозга.

Второй месяц

Ребенок подрос до двух-трех сантиметров в длину. У него появляется лицо, видны зачатки конечностей и половых органов. Начинает формироваться мышечная ткань – ребенок уже может совершать небольшие движения.

Третий месяц

Малыш вырос до шести-семи сантиметров и набрал почти 20 г веса. Внутренние органы, руки и ноги у него уже сформировались. У ребенка вполне человеческое лицо, а глаза закрыты веками. Хорошо различимы ноготки на пальцах рук и ног и маленькие ушки.

Ребенок достаточно активно двигается и даже может сжимать и разжимать кулачки. Его организм сам вырабатывает кровь, по телу прокладывается сеть кровеносных сосудов и формируется костная ткань.

Четвертый месяц

У ребенка уже выросли зачатки будущих молочных зубов, появилась тоненькая красноватая кожица и активно развивается кишечник. Его рост – 12 см, вес – более 150 г.

Пятый месяц

Малыш становится очень активным – мама начинает чувствовать его движения. К этому возрасту ребенок уже способен слышать звуки, доносящиеся из внешнего мира. Он подрос до 25 см и весит около 300 г.

Шестой месяц

Малыш полностью сформировался. Его рост около 30 см, а вес почти 600 г. Теперь он будет расти и накапливать жировую ткань, необходимую ему для адаптации к возросшим энергетическим потребностям после появления на свет. У ребенка появились периоды покоя и активности.

Седьмой месяц

Тело ребенка покрывается пушком и специальной смазкой, защищающей от воздействия околоплодных вод. Он очень быстро растет, и у него активно формируются мышечная ткань и кора головного мозга. В этом возрасте малыш уже чувствует боль и активно толкается в матке. Он набирает свой первый килограмм и подрастает до 35 см.

Восьмой месяц

У ребенка постепенно созревает легочная ткань, которая готовится к самостоятельной работе в воздушной среде. Малыш активно набирает вес – за время до родов ему придется увеличить почти вдвое. К концу восьмого месяца он весит почти два килограмма и дорос до 40 см.

Девятый месяц

Ребенок набирает вес и рост, с которыми ему предстоит появиться на свет. В матке ему становится тесно, поэтому он уже не так активен и больше крутится, чем толкается.
Сколько длится беременность?

В среднем беременность продолжается 280 дней с момента начала последней менструации, 40 недель, или девять месяцев.

Доношенными считаются дети, которые родились в период с 37 по 42 недели беременности. Такой малыш весит в среднем три с половиной кг, а его рост составляет 50 см.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют показатели физического развития как один из основополагающих критериев комплексной оценки состояния здоровья ребенка.
Цель данной работы – определить физическое развитие детей, рожденных с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР).
Материал и методы. Использованы форма № 112/у «История развития ребенка», данные обменной карты новорожденного, антропометрические данные, полученные при профилактических осмотрах детей до года в установленные сроки. Были сформированы две группы. Первую (основную, исследовательскую) составили 185 детей с ЗВУР, вторую (группу сравнения) – 185 детей, которые при рождении имели среднестатистические показатели длины и массы тела.
Результаты. У детей с ЗВУР средние темпы набора массы тела в месяц превышали 1000 г. К шести месяцам жизни показатели физического развития большинства детей с ЗВУР (62%) были ниже, выше или соответствовали средним значениям. К первому году жизни у 74% детей с ЗВУР отмечалась нормализация показателей физического развития.
Заключение. Дети с ЗВУР имели высокие темпы ежемесячной прибавки массы тела, и к году жизни у большинства из них (74%) показатели физического развития соответствовали среднестатистическим.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дети, развитие, задержка развития, ЗВУР

Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют показатели физического развития как один из основополагающих критериев комплексной оценки состояния здоровья ребенка.
Цель данной работы – определить физическое развитие детей, рожденных с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР).
Материал и методы. Использованы форма № 112/у «История развития ребенка», данные обменной карты новорожденного, антропометрические данные, полученные при профилактических осмотрах детей до года в установленные сроки. Были сформированы две группы. Первую (основную, исследовательскую) составили 185 детей с ЗВУР, вторую (группу сравнения) – 185 детей, которые при рождении имели среднестатистические показатели длины и массы тела.
Результаты. У детей с ЗВУР средние темпы набора массы тела в месяц превышали 1000 г. К шести месяцам жизни показатели физического развития большинства детей с ЗВУР (62%) были ниже, выше или соответствовали средним значениям. К первому году жизни у 74% детей с ЗВУР отмечалась нормализация показателей физического развития.
Заключение. Дети с ЗВУР имели высокие темпы ежемесячной прибавки массы тела, и к году жизни у большинства из них (74%) показатели физического развития соответствовали среднестатистическим.

Задержка внутриутробного развития (ЗВУР) – состояние, характеризующееся отставанием в массе или росте плода более чем на два стандартных отклонения и/или ниже среднего значения для данного гестационного возраста либо отклонением показателей массы тела при рождении 0,05). Однако очень низкое физическое развитие в группе детей с ЗВУР регистрировалось практически в два раза чаще, чем в группе сравнения (р 0,05). У детей с ЗВУР при рождении, напротив, отмечалась тенденция к увеличению показателей физического развития. Однако более чем у 10% детей с ЗВУР к году жизни сохранялся очень низкий уровень физического развития.

При ЗВУР 1-й степени 83% детей имели средний уровень физического развития, 17% – выше среднего. При ЗВУР 2-й степени все дети имели средний уровень. При 3-й степени у 42% детей зарегистрирован средний уровень, у 40% – ниже среднего, у 18% – очень низкий. На рисунке 4 представлены показатели физического развития в 12 месяцев жизни в зависимости от степени ЗВУР при рождении. У большой части детей с ЗВУР при рождении физическое развитие к году соответствовало среднему уровню независимо от степени ЗВУР при рождении. Практически у каждого пятого ребенка с 1-й и 3-й степенью ЗВУР при рождении к 12 месяцам жизни показатели физического развития оставались очень низкими.

Гармоничное физическое развитие (соответствие массы тела росту ребенка) зафиксировано у 43% детей с ЗВУР в возрасте шести месяцев, дисгармоничное (дефицит массы тела) – у 57% детей. В группе сравнения данные показатели составили 76 и 24% соответственно. Причем дисгармоничное развитие в большей степени (67% случаев) обусловлено дефицитом массы тела, в меньшей (33%) – избытком массы тела. В возрасте 12 месяцев у детей с ЗВУР гармоничное физическое развитие зарегистрировано в 86% случаев, дисгармоничное – в 14%, в группе сравнения – в 88 и 12% случаев. Дисгармоничное развитие было связано с дефицитом массы тела (рис. 5).

Дисгармоничное физическое развитие за счет дефицита массы тела достоверно чаще (р 0,05).

В исследовании наблюдались высокие темпы росто-весовых показателей в группе детей с ЗВУР. При этом значения коррелировали со степенью тяжести ЗВУР при рождении. К 12-месячному возрасту большая часть детей с ЗВУР при рождении достигла среднестатистических показателей физического развития.

Введение. Изучение возрастных особенностей и морфометрических характеристик органов плодов и новорожденных представляет интерес не только для морфологических наук, но и для клинических дисциплин, таких как неонатология и педиатрия [1-5]. Это обуславливает актуальность нашей работы.

Цель исследования – изучение развития и возрастных особенностей легких у плодов и новорожденных.

Материалы и методы исследования. Обзор литературы по теме исследования, нами были изучены органокомплексы грудной полости 6 плодов в возрасте: 16; 17; 18, 20, 28, 36 и 2 новорожденных, включающих трахею, бронхи, легкие, сердце с перикардом, которые фиксировали в 10% растворе нейтрального формалина. Проведено препарирование комплекса трахея, бронхи, легкие, проведена органометрия, изготовлен препарат для музея кафедры. Материал был разделен на группы в зависимости от возраста, проведено измерение площади диафрагмальной поверхности; длины щелей легкого; ширина; высота; размеры долей легкого (рис.1). Данные статистически обработаны (Exel).

Внутриутробное воспитание ребенка

Рис. 1. Морфометрия легких плода

Внутриутробное воспитание ребенка

Рис.2. Изменение площади диафрагмальной поверхности легких у плодов и новорожденных (мм2)

Внутриутробное воспитание ребенка

Рис.3. Изменение средней высоты переднего и заднего краев легких у плодов и новорожденных (см)

Внутриутробное воспитание ребенка

Рис.4. Изменение высоты переднего и заднего краев правого (ПЛ) и левого (ЛЛ) легкого у плодов и новорожденных (см)

Внутриутробное воспитание ребенка

Рис.5. Изменение длины косой и горизонтальной щелей легких у плодов и новорожденных (мм)

Выводы. На основании проведенного исследования мы сделали следующие выводы:

1.В плодном периоде легкие проходят 3 стадии, в которых происходит усложнение внутренней структуры при небольших изменениях морфометрических показателей (увеличение в 1,72 раза).

2. Резкий прирост средней высоты легких по переднему и заднему краям отмечен в период с 28 по 36 неделю.

3. Выявлены различия высоты переднего и заднего краев легких справа и слева на всех этапах развития и возрастные различия в длине косой и горизонтальной щелей легких.

4. Изменения длины горизонтальной щели могут свидетельствовать о увеличении ширины легких в период с 20 по 36 неделю.

5.Обнаруженные нами изменения морфометрических показателей легких объясняются подготовкой дыхательной системы плода к рождению, происходящей во внутриутробном периоде.

Вы знали, что привить полезные привычки и повлиять на дальнейшее развитие малыша можно ещё во внутриутробном периоде? Оказывается, формирование тела, психики и органов чувств ребёнка напрямую зависит от эмоционального состояния матери во время беременности.

Внутриутробное воспитание ребенка

Б олее ста лет назад учёные заметили, что в мозгу новорождённого есть некий процент нервных клеток, которые уже успели атрофироваться к моменту рождения. Специалисты предположили, что это произошло потому, что они не были нужны во время внутриутробного развития малыша.

Число нервных клеток головного мозга в большей степени определяет уровень интеллектуального развития и психической зрелости ребёнка. Поэтому учёные решили выяснить: можно ли, занимаясь с плодом на этапе внутриутробного развития, повлиять на его способности после рождения. Оказалось, что можно. Так появилась целая отрасль на стыке психологии, педагогики и медицины: дородовое или перинатальное воспитание.

В чём суть перинатального воспитания? Ребёнок и мама имеют сильную связь. Всё то, что переживает беременная, сохраняется в памяти клеток плода, и все события жизни внутри утробы не проходят бесследно для малыша, несмотря на то, что его сознание до поры до времени «дремлет». Если после рождения информация, полученная нейронами, просто запоминается, то во внутриутробный период она буквально формирует эти клетки. Поэтому дородовой опыт ребёнка становится основой его личности. Во многом от того, что чувствует женщина во время беременности, переживает ли она стресс или её жизнь наполнена положительными эмоциями, зависит дальнейшее развитие ребёнка, в том числе его способность к обучению.

Внутриутробное воспитание ребенка

При многих клиниках действуют специальные курсы дородового воспитания, где проводятся занятия с беременными. И несмотря на то, что сегодня обсуждать перинатальное воспитание модно, ещё не все специалисты договорились об основах этой отрасли, а многие родители и вовсе не знают, что это такое.

Воспитание в перинатальный период длится от зачатия до родов. При этом родителям нужно знать, как правильно воздействовать на плод и какая у них цель. Специалисты считают, что стимулировать перинатальное развитие необходимо за счёт увеличения интенсивности потока информации, который «разбудит» нейроны и не даст им атрофироваться.

Самое эффективное воздействие через звук, который малыш воспринимает легче всего. И, конечно, особенно на плод влияет голос мамы. Её слова помогают формироваться нервной системе малыша и вызывают у него чувство привязанности к родителям. Хорошо, когда мама поёт колыбельные своему будущему ребёнку. Пение лучше воспринимается малышом, чем отдельные слова мамы, а также оно влияет на его эмоциональный интеллект. Особенно в перинатальном воспитании нуждаются те крохи, родители которых сами выросли в неблагополучных семьях или были лишены материнского тепла.

Но далеко не каждое воздействие извне позитивное. Если эмоции или ощущения, которые испытал малыш, противоречат потребностям его организма, то они станут для него тяжёлым испытанием. Поэтому маме важно избегать стрессовых ситуаций и негативных мыслей. Она и ребёнок – единое целое. Если беременная занимается тем, что полезно для её души и тела, то малыш от этого только выигрывает. Известно, что наиболее развитые дети рождаются в тех семьях, где мамы во время беременности пели, рисовали, слушали музыку – раскрывали свой потенциал. Поэтому лучшее, что женщина может сделать в ожидании малыша – это заниматься любимым делом.

Будущие мамы, находясь в интересном и прекрасном положении, часто интересуются, можно ли начинать воспитывать ребенка прямо сейчас, не дожидаясь момента рождения. Ведь учеными давно доказано, что ребенок в животе у матери не только слышит ее голос, реагирует на ее эмоции, но и воспринимает звуки извне, выражая при этом радость или наоборот – недовольство. Тем не менее, не нужно впадать в крайности и учить еще не рожденного малыша иностранным языкам или законам физики. Внутриутробное воспитание заключается совершенно в другом.

1. Ребенок должен быть желанным. На энергетическом уровне эмбрион уже чувствует реакцию матери о своей беременности. А чем взрослее малыш становится, тем яснее для него природа материнских чувств. Доказано, что те дети, матери которых думали во время беременности об аборте, рождаются слабыми и болезненными, а когда вырастают, их часто посещают мысли о суициде. Психически мать и зародыш составляют единое целое, потому и мамина реакция на его существование откладывает сильный отпечаток на ребенка. Эта информация откладывается у него в подсознании и формирует понимание: «Меня не хотят, не ждут и не любят» либо наоборот. А это является фундаментом его здоровья, эмоционального состояния и мировоззрения в частности.

Поэтому если ребенок был не запланированным, и новость оказалась для вас крайне неожиданной, если вы испытали не радость, а страх и ощущение безысходности, то теперь нужно поговорить с вашим малышом и извиниться перед ним. Все-таки он испытал первый в своей, пусть и внутриутробной, жизни стресс! Читайте об этом более подробно в статье «Если вы узнали, что беременны».

2. Отношения с мужем должны быть гармоничными. Вы можете удивиться, причем здесь ваши отношения с мужчиной к внутриутробному воспитанию ребенка. Но на самом деле это играет очень важную роль! Если вы злитесь, обижаетесь на своего мужа, испытываете только негативные эмоции, когда думаете о нем, представьте, что чувствует ваш ребенок! У него уже в животе матери формируется представление об этом мире, и об отношениях мужчины и женщины в том числе! И если ваш ребенок окажется девочкой, то первое знакомство с образом мужчины уже окажется для него травматичным. Подсознательно она позаимствует у вас программу, что мужчины плохие и причиняют боль. Стоит ли говорить, какие в будущем у нее будут проблемы? А если ребенок окажется мальчиком, тогда он будет бояться брать на себя ответственность за женщину во взрослой жизни, так как подсознательно будет помнить ваше эмоциональное состояние.

Если же вы относитесь к своему мужу не уважительно, пренебрегаете его просьбами, может, даже унижаете его, то не удивляйтесь, если после рождения ребенка отец для него не будет авторитетом. Ребенок впитал ваше отношение к мужу, так как во время беременности у вас с малышом общее энергетическое поле.

Поэтому работа над семейными отношениями – это и есть очень важная составляющая внутриутробного воспитания ребенка. Как бы это не казалось странным.

3. Женщина не должна жить в стрессе. Иначе кроме кислородного голодания и других медицинских проблем малыш еще впитает в себя жизнеутверждающую установку: «Этот мир опасен». Такой ребенок будет расти испуганным, зажатым, замкнутым, с кучей комплексов. Он будет бояться любых изменений в жизни, предпочитая прятаться в свой защитный кокон, который защитит его от опасностей этого мира. Поэтому умонастроение женщины во время беременности очень важно! Не зря говорят, что беременная должна видеть только прекрасное и слышать только приятное. Другими словами, наслаждаться жизнью, прибывая в спокойном и расслабленном состоянии.

А если с женщиной в период ожидания малыша и произошла неприятная ситуация, то стоит все свои эмоции и переживания объяснять ребенку. Говорить, что он тут совершенно не причем. Извиняться за то, что доставила своими негативными эмоциями переживания и ему.

4. Нужно говорить ребенку о своей любви. Самый главный и основной страх каждого человека, что его не любят. Этот страх толкает даже маленьких детей на поступки, позволяющие вызвать одобрение взрослых и заслужить их любовь. Любовь – наша духовная пища, а нуждаться в ней мы начинаем еще в утробе матери. Поэтому ваша основная задача кормить своего малыша не только питательными веществами, которые вы поглощаете вместе с едой, но и говорить ребенку о своей любви. Как можно чаще, как можно теплее. Представляйте, как вы берете своего малыша на руки, как вы целуете его.

Можно делать специальную медитацию – посылать любовь из своего сердца ребенку в виде золотистого потока. Мысленно, естественно. На энергетическом уровне малыш очень хорошо чувствует импульсы любви, которые излучает ваше сердце, когда вы концентрируетесь на таком упражнении.

5. Проработать страхи, связанные с беременностью. А именно страх за ребенка и страх перед родами. Энергия страха прямо пропорционально энергии любви и соответственно является не созидательной, а разрушительной. Учитесь доверять высшим силам, жизни и самому ребенку. Задача беременной женщины – расслабиться. Это тоже является частью внутриутробного воспитания ребенка.

Как вы видите, воспитывать – не всегда означает читать морали, нотации, лекции и рассказывать, как правильно поступать, а как нет. Воспитывать не всегда означает обучать иностранному языку или литературе. Воспитывать в данном случае – это непрестанно работать над собой, обучать малыша любви, принятию, а также доверять вселенной и радоваться Жизни.

Ссылка на основную публикацию